Шпионаж и государственная измена

Среди преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, следует выделить получившие определенную актуальность в условиях усложнившейся геополитической обстановки такие  преступления, как  государственная измена и шпионаж.

В соответствии с положениями ст. 275 к категории государственной измены относятся совершенные гражданином РФ шпионаж, выдача  иностранному государству, международной либо иностранной организации или их  представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшей известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных  законодательством РФ, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Государственная измена влечет уголовное наказание  в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п.

Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

 

Под шпионажем (ст. 276 УК РФ) понимается передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства

Шпионаж влечет уголовное наказание  в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Эти преступления имеют определенное сходство и различия.

Их сходство заключается в том, что они посягают на основы конституционного строя и безопасности государства и относятся к категории особо тяжких преступлений, поскольку предусматривают уголовное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.

Данные преступления могут быть совершены только умышленно, предполагая наличие такой формы вины, как прямой умысел, когда правонарушитель осознает общественную опасность совершаемых действий для конституционного строя и государственной безопасности и желает нанести ущерб  внешней безопасности России.

Мотивы и цели шпионажа и  государственной измены могут быть разнообразными (корыстные, политические, националистические, трусость и малодушие и т.д.). Они не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению, поскольку значимы для определения меры ответственности и наказания виновного.

Различия заключаются в том, что субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются.

В отличие от государственной измены шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже — лица без гражданства.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом несут ответственность по ст. 276 УК «шпионаж». В отношении таких лиц в соответствии с нормами международного права действует правило объявления персонами нон грата и выдворения из страны.

Лицо, совершившее государственную измену, на основании Примечания. к ст. 275 УК РФ может быть освобождено от уголовной ответственности, от уголовной ответственности, если это лицо добровольным  и своевременным сообщением органам власти  или иным образом способствовало  предотвращению  дальнейшего ущерба интересам России  и если в его действиях не содержится состава иного преступления.

При совершении шпионажа освобождение от уголовной ответственности невозможно.

Нашумевшая в последние дни криминальная история матери семерых детей Давыдовой  наглядно иллюстрирует логику правоохранительных органов при применении уголовных норм, устанавливающих ответственность за посягательства на безопасность России.

В чем состояла логика правоприменителя при возбуждении в отношении многодетной матери уголовного дела?

Во-первых, Давыдова, являясь гражданкой России, осознавала, что между Россией и Украиной возникло острое политическое противостояние и Украина обвиняет Россию в военной поддержке ДНР и ЛНР, ведущих боевые действия с Украиной за политическую самостоятельность.

Во-вторых, обращаясь в украинское посольство с информацией о возможном направлении российской части на Украину, она, будучи взрослым и вменяемым человеком, а также матерью не могла не понимать, что переданные ею сведения с учетом острого политического противостояния России с западными странами могут быть использованы против безопасности РФ вплоть до развязывания агрессивных действий, что может поставить в опасное положение самих Россиян.

Несмотря на эти обстоятельства Давыдова обратилась к представителям иностранного государства, передав важные сведения о перемещении воинской части, оказав тем самым «иную» помощь Украине вопреки интересам России.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что в рассматриваемой ситуации в действиях Давыдовой усматриваются признаки государственной измены, поскольку эти действия действительно могли повлечь негативные последствия для России.

Предположим, что личный состав воинской части действительно был перемещен на территории Донбаса или Луганска для оказания помощи ополченцам (не будем обсуждать вопросы законности и корректности подобных действий России, хотя,  представляется, что массовые убийства жителей Донбаса и Луганска являются достойной причиной для оказания военной помощи) и украинские власти с помощью полученных от Давыдовой сведения уничтожили российские подразделения. Разве не обязана была Давыдова подумать о возможности появления новых российских сирот и вдов в результате такого сценария событий.

Поэтому очевидно, что действия Давыдовой в  рассматриваемой ситуации представляли высокую общественную опасность для государства и его граждан. При этом вопрос о назначении конкретной меры уголовного наказания должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, включая ее социальный статус, семейное положения и наличия семерых детей.