О роли органов прокуратуры и ее надзорных функциях

В соответствии с положениями п.1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля , их должностными лицами… , органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. указанными в настоящем пункте.

Органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не вправе подменять иные государственные органы, о чем прямо указано в п.2 ст. 21 названного выше закона.

В структуре органов государственной власти имеются органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции в финансово-бюджетной сфере, за соблюдением трудового законодательства, в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического обеспечения, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель и т.д.

Коренное отличие в деятельности органов прокуратуры от указанных выше органов заключается в том, что, во-первых, прокуратура не осуществляет проверку исполнения нормативно-правовых актов, не являющихся законами, и во-вторых, проверки исполнения законов проводятся лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия прокурорских мер.

Получившие в последнее время распространение факты проведения органами прокуратуры различных рейдов на производственных объектах или иных социально значимых местах, участие в осмотре магазинов в целях обнаружения фактов завышения цен, иные методы визуальной фиксации положения дел с соблюдением нормативно-правовых актов на тех или иных объектах — все эти формы работы не только не свойственны принципам осуществления прокурорского надзора, но и прямо противоречат им.

Подобные методы работы характерны для деятельности органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, как на плановой основе, так и по «сигналам» о нарушении нормативно-правовых актов. Таможенные и пограничные органы, органы экспортного контроля, органы государственного лесного контроля и надзора и т.п. с учетом особенностей предмета надзора и контроля, для решения поставленных перед ними задач вправе путем выхода на место проводить различные мероприятия, связанные с визуальной фиксацией нарушений нормативно-правовых актов субъектов РФ, ведомственных актов, законов и пр.

Полномочия прокурора, предусмотренные положениями ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» наделяют прокуроров правом доступа к документам и материалам, характеризующим деятельность проверяемых органов (организаций) и их должностных лиц, проверять исполнения законов в связи с поступившей информацией о фактах их нарушения, требовать от соответствующих лиц представления необходимых документов, материалов,

проведения проверок, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Данный вид деятельности должен базироваться на работе прокурора с документами, а не на обходе, например, торговых точек и предприятий общественного питания. Участие прокуроров в таких обходах носит характер очередной «компанейщины» и противоречит статусу органов прокуратуры, установленному действующим законодательством.