Независимая газета: Угроза лишения водительских прав напугала должников

Запрет на выезд за границу для злостных неплательщиков дополнят запретом на вождение автомобиля или катера. С 15 января вступает в силу закон, который позволяет приставам забирать права у водителей с долгами более 10 тыс. руб. Лишение неимущественных прав выглядит юридическим нонсенсом, но подобные «загогулины» уже стали нормой для отечественного законодательства. Угроза лишения водительских прав в определенном смысле уже сработала.

Сумма выплаты долгов в России выросла почти вдвое после известия о новом законе, предусматривающем ограничение должников в праве на управление транспортными средствами, сообщил вчера директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков. «Федеральный закон вступает в силу 15 января 2016 года. Но уже сегодня судебные приставы отмечают, что автомобилисты приняли его к руководству», – заявил Парфенчиков. По его словам, в ряде крупных территориальных органов ФССП «отмечается значительный, почти в два раза, скачок активности должников по добровольной оплате долгов».

Уточним, что в конце ноября 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о приостановке действия водительских прав тех, чьи долги превысили сумму 10 тыс. руб. Речь идет о правах не только на вождение автомобиля, но и на управление судном или легкомоторным самолетом, яхтой, квадрациклом. При этом водительские права не будут «арестовывать», если для должника его автомобиль является основным законным источником заработка либо задолжавший – инвалид или попечитель инвалида. Также законом оговаривается понятие «транспортная доступность». Речь идет о ситуации, если должник проживает в местности, где отсутствует общественный транспорт. В таком случае действие прав также приостанавливать не будут.

Парфенчиков сообщил, что, по подсчетам ФССП, данное ограничение может коснуться около 300–400 тыс. должников, имеющих автомобили. Главный судебный пристав России подчеркнул, что эта мера вводится в отношении должников «по наиболее социально значимым категориям исполнительных документов – алименты, возмещение вреда, в том числе причиненного преступлением, возмещения вреда в связи со смертью кормильца, а также неисполнение требований неимущественного характера, связанного с воспитанием детей». Кроме того, эта мера может применяться в отношении должников, которые «систематически уклоняются от уплаты административных штрафов», – заметил Парфенчиков. Он также добавил, что в эти категории не попадают должники по кредитам.

Как объяснил Парфенчиков журналистам, процедура приостановления действия прав может быть исполнена как очно – при личной встрече пристава и должника, так и заочно – если должник будет уклоняться от встречи с приставом.  «Если должник не пришел к судебному приставу, будет действовать система принудительного привода, а если он будет скрываться, не появляться по месту жительства, будет включаться процедура розыска, заводиться разыскное дело, и в рамках этих мероприятий должник может быть заочно ограничен в праве пользования специальным правом», – цитирует Парфенчикова издание ТАСС. «После применения этого ограничения пристав направляет копию постановления в органы ГИБДД. Само водительское удостоверение или на управление другим транспортным средством изыматься не будет, но должник, естественно, предупреждается о том, что в случае, если он проигнорирует это ограничение и будет управлять транспортным средством, то он может быть подвергнут соответствующему достаточно жесткому административному наказанию, по которым санкции в том числе предусматривают уже лишение прав на один год с соответствующим изъятием удостоверения», – пояснил Парфенчиков.

Отметим, что россияне платят по долгам крайне неохотно. Согласно данным ФССП, по итогам первого полугодия 2015 года общая сумма взысканий, установленная в судебном порядке, превысила 5 млрд руб. Из них всего немногим более 65 млн руб. должники погасили добровольно. Еще около 85 млн руб. – это суммы по делам, прекращенным приставами, то есть деньги, которые по определению сотрудников ФССП, взыскать невозможно. Всего за первое полугодие приставы «сняли с баланса», то есть взыскали либо прекратили, производство по делам на сумму около 950 млн руб. Иными словами – КПД действия ФССП за полгода составил примерно 20%.

С такими показателями работы приставы готовы не только «арестовывать» автомобильные права. В марте 2015 года глава ФССП высказал мнение, что должникам могут ограничить возможность вступать в брак до оплаты долгов. А в июне этого года Минюст сообщил, что приступил к разработке поправок в законодательство, исключающих предоставление некоторых госуслуг неплательщикам задолженностей в качестве меры их принуждения. Законопроект готовится по поручению правительства. В октябре 2014 года Минюст уже предлагал «приостанавливать (устанавливать запреты на) совершение органами и организациями юридически значимых действий (ЮЗД) в отношении лиц, имеющих задолженность по уплате административных штрафов». Поясним, что ЮЗД – это действия лица, совершение которых влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Иными словами, оформление доверенности, сделка купли-продажи, вступление в права наследование – это все ЮЗД.

Это не первая попытка приставов нагнать страх на нерадивых должников. Еще в 2008 году приставы добивались права отключать мобильную связь у должников и неплательщиков алиментов (см. «НГ» от 28.05.08). Тогда суды оказались завалены исками от операторов сотовой связи. Как объяснил адвокат Илья Тугуев, операторы сочли методы работы приставов незаконными: «В случае, когда гражданин перечисляет средства на счет мобильного телефона, эти деньги уже становятся собственностью операторов».

Впрочем, содержание нового закона также вызывает критику. «В случае ограничения выезда за границу хотя бы прослеживается логика, – сказал Тугуев. – Должник может уехать насовсем и лишить кредиторов возможности взыскания. Изъятие прав – очень сомнительное ограничение, направленное на создание некомфортных условий». Адвокат добавил, что закон не устанавливает четко категорию лиц, для которых автомобиль является источником дохода: «Например, водитель может принести справку с работы, а как докажет свою насущную потребность в автомобиле, например, торговый агент?» Кроме того, разные трактовки может иметь и положение о транспортной доступности. «Если человек живет в пригороде, но у него рейсовый автобус ходит один раз день – это можно считать плохой транспортной доступностью?» – задается вопросом Тугуев.

По мнению председателя московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Владимира Горелика, обладание водительскими правами нельзя приравнять к общепринятым правам гражданина (право на жизнь, образование и пр.). При этом государство через уполномоченные органы осуществляет контроль за выдачей водительских прав, а также определяет порядок их изъятия: нарушение ПДД, медицинские показания – когда человек в силу заболевания, например, не способен управлять автомобилем. «В данном контексте ничто не мешает государству ввести норму, согласно которой действие прав приостанавливается на период до погашения водителем задолженности. Очень важна, на наш взгляд, сумма – 10 тыс. руб. Все понимают, что для автомобилиста, который ездит на машине каждый день, это не запредельные деньги. Страховка, бензин, ремонт авто обходятся значительно дороже. Так что перспектива временно лишиться прав станет для многих водителей хорошим аргументом за погашение долгов», – поясняет Горелик.

«У многих россиян сложилось странное отношение к долгам. Граждане считают, что взыскать с них долги просто невозможно. И заниматься этим никто не будет. Они думают, что служба судебных приставов работает крайне неэффективно, что можно поменять номер телефона, оформить имущество на родственников и спать спокойно», – отмечает адвокат.

«Заметим, что «права на брак» не связаны с государственной системой контроля, каковой является система водительских прав. Регистрация брака носит уведомительный характер: государство лишь проверяет данные человека и исключает возможные мошенничества или злоупотребления», – отмечает Горелик. Он полагает, что действенной мерой борьбы с недобросовестными должниками могло бы быть законодательно закрепленное право кредиторов в первоочередном порядке получать долги при вступлении человека в наследство. Сейчас, когда человек вступает в наследство, кредиторы узнают об этом постфактум, по данным из реестров имущества и иных открытых источников, и лишь после этого пытаются обратить на него взыскание.

По мнению адвоката Владимира Постанюка, ограничение прав на вождение авто является больше мерой сужения гражданских рамок. В вопросе ограничения прав на наследство схема довольно перспективная: в процессе оформления сделки должны всплывать и прошлые долги – вступление в права наследования может продолжиться только после погашения задолженностей. Для этого все ведомства нужно увязать единой системой учета должников.

Источник: Независимая газета

Добавить комментарий