Лада Горелик, адвокат и управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры», рассказала «Независимой газете» про особенности судебных процессов по искам потребителей

Чтобы доказать свои права, нужно раскошелиться

Робот-юрист выяснил, с кем и насколько успешно судятся российские потребители


потребители, права, нарушения, юристы, анализ, судебные решенияЧаще всего права потребителей в России нарушают телекоммуникационные компании, оказывающие платные абонентские услуги. По крайней мере именно с ними у россиян чаще всего (23%) возникают судебные споры в сфере защиты прав потребителей. Такие выводы сделали эксперты юридического сервиса Pravoved.ru, которые с помощью робота-юриста проанализировали 200 тыс. судебных решений о спорах по защите прав потребителей с 2012 по 2017 год.

На втором месте по количеству рассмотренных судом дел – продажа и сервис автомобилей (15%). На третьем – иски к продавцам стройматериалов и компаниями по оказанию услуг по ремонту (13%). Неудивительно, что на банки приходится 12% исков потребителей: по данным исследования, в спорах чаще всего выигрывают финансовые учреждения – в среднем в 70% случаев суд полностью отклоняет требования истцов. У некоторых российских банков процент выигранных дел составляет более 90%.

Лучшие перспективы для потребителей, посчитали в Pravoved.ru, у разбирательств в сфере розничной торговли, где суд полностью или частично удовлетворяет 89% исков потребителей. В случаях с услугами связи, строительными и страховыми услугами полностью или частично удовлетворяется более 77% исков, в индустрии туризма – 74%, в сфере медицины и косметологии – 63%, сообщает сервис.

«Банкам проще отстаивать свои права, чем, например, розничным магазинам. У них в штате, как правило, находятся юристы, отвечающие как за грамотное составление договоров, так и за работу в судах, – поясняет «НГ» ситуацию сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий. – Судьи чаще прислушиваются к профессионалам, потребителю самостоятельно трудно противостоять опытным юристам. К тому же зачастую люди пренебрегают услугами юристов, ограничившись консультацией. Другая крайность – недобросовестные юристы, которые убеждают клиента, что дело его выигрышное, хотя сами понимают, что дело заведомо проигрышное. Их интерес – получить предоплату за свои услуги, которые обычно составляют в Москве, например, 20–30 тыс. руб.».

У споров, связанных с блокировками банковских карт и счетов, как правило, нет больших шансов на успех, говорит член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при Совете Федерации Евгений Корчаго. «Это объясняется тем, что власти наделили банки широкими полномочиями для борьбы с отмыванием средств. Но в сфере розничных продаж потребители имеют все шансы на выигрыш, так как законодательных средств для защиты у компаний меньше. Это даже приводит к такому явлению, как «потребительский терроризм», – сказал «НГ» Корчаго.

«Потребителями-террористами» обычно называют людей, которые стараются подбросить тараканов или битое стекло в продукты питания или ресторанные блюда. Правда, суды иногда подозревают истцов в недобросовестности и резко снижают сумму иска. Ожог от кофе судьи могут оценить в полмиллиона рублей. А в 2015 году отец запросил 5 млн руб за пролитый на его дочку горячий напиток (тут трудно заподозрить инсценировку), но суд согласовал только 300 тыс.

Российская Фемида пока не готова оперировать огромными суммами, а вот в США за ущерб потребителю могут наказать гораздо более серьезно. На днях суд города Сент-Луиса в штате Миссури обязал компанию Johnson & Johnson выплатить 4,7 млрд долл. компенсации по делу о связи детской присыпки с развитием онкологических заболеваний.

«В российской практике речь идет о компенсации в десятки тысяч, но если нанесен ущерб здоровью, то иск может составить и сотни тысяч рублей», – говорит Недзвецкий. О миллионах рублей речь может идти только в случае смерти пострадавших.

В России до 2016 года количество споров потребителей в судах постоянно росло. Оно увеличилось за пять лет на 71%, говорится в государственном докладе, подготовленном Роспотребнадзором. В 2016 году было рассмотрено 397,1 тыс. дел. В 2017-м этот показатель снизился на 24% и вернулся на уровень 2013 года (чуть более 300 тыс. дел).

Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказывала, что средняя сумма иска составляет около 90 тыс. руб. В связи с тем, что до сих пор для рассмотрений в мировом суде максимально размер исковых требований был определен в 50 тыс. руб., большинство исков приходилось рассматривать в районных судах. А 13 июля Верховный суд РФ сообщил, что эту сумму хотят повысить до 100 тыс. руб.

Хотя истцы по защите прав потребителей освобождены от госпошлины при цене иска меньше миллиона рублей, в целом их тяжбы – это непростое, долгое и весьма затратное мероприятие. «Стоимость услуг юристов начинается от 5 тыс. руб., но может составить и полмиллиона, все зависит от суммы иска. Что касается возмещения судебных издержек, то в судах общей юрисдикции нередко из 100 тыс. расходов удается взыскать 10–15 тыс. руб.», – пояснили «НГ» в Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры».

«Установленные законом процессуальные сроки рассмотрения дел судами общей юрисдикции, как правило, не соблюдаются. В зависимости от специфики дела, наличия или отсутствия необходимости истребования дополнительных доказательств либо проведения судебных экспертиз рассмотрение гражданского дела судом общей юрисдикции в первой инстанции может длиться от нескольких месяцев до года и даже более. Период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции также может занимать до полугода и более», – сказала «НГ» управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Лада Горелик.

Диаграмма: Количество рассмотренных дел и доля удовлетворенных исков о защите прав потребителей за 2012–2017 годы. Источник: Роспотребнадзор

Источник: «Независимая газета«.

Добавить комментарий