Лада Горелик, адвокат и управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры», рассказала журналу «Юрист компании», как изменятся правила применения электронных документов в деятельности органов судебной власти

По новым правилам. Главные поправки, которые заработают в 2017 году

С 1 января придется иначе выстраивать корпоративную работу, полностью погрузиться в электронное правосудие, а также испытать на себе упрощенную систему регистрации прав на недвижимость. Коллеги расскажут, как работать в новом году по новым правилам и ничего не упустить.
Самые значимые поправки касаются регулирования правил одобрения корпоративных сделок. Федеральный закон от 03.07.16 № 343-ФЗ «О внесении изменений…» (далее — закон № 343-ФЗ) предлагает качественно новую систему совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Например, в уставах хозяйственных обществ (ООО и непубличные АО) можно закрепить, что нормы о сделках с заинтересованностью к обществу не применяются. Другой вариант — установить свои правила одобрения таких сделок.

С нового года электронное правосудие должно заработать в системе судов общей юрисдикции (Федеральный закон от 23.06.16 № 220-ФЗ «О внесении изменений…», далее — закон № 220-ФЗ). Изменения затронут и арбитражные суды, исправляя недостатки действующий системы подачи документов через систему «Мой арбитр». Суды начнут принимать любые процессуальные документы в электронной форме, извещать участвующих в деле лиц с помощью информации на сайте и принимать электронные доказательства в качестве письменных. Главное — чтобы и суд, и участники процесса имели для этого техническую возможность.

Федеральный закон от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающий в силу с 1 января, систематизирует прежние нормы, упрощает процедуры сбора и подачи документов для регистрации недвижимости и сделок с ней. Кроме того, ускорятся сроки получения документов, а также появится история объекта недвижимости — в новом едином государственном реестре будут сохраняться все операции, которые когда-либо с этим объектом проводились.

Наконец, упростится отмена нотариальных доверенностей. Отменяться нотариальная доверенность будет только в той форме, в которой была совершена. Кроме того, реестр нотариальных сведений будет содержать сведения не только об отмененных, но и о действующих доверенностях. Эта информация будет общедоступна для широкого круга лиц.
Евгений Некеров,
юрисконсульт юридической компании «Статус»

Одобрение и оспаривание сделок корпораций. Все по-новому

Правила совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью стали понятными. С одной стороны, на уровне закона теперь закреплены подходы, которые прочно сложились в судебной практике (поправки внесены законом № 343-ФЗ в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — закон № 208-ФЗ) и от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — закон № 14ФЗ)). Например, теперь сделки с заинтересованностью не требуют одобрения — о них участники должны быть извещены. В законе есть оговорка. Потребовать согласия на совершение сделки с заинтересованностью помимо генерального директора, члена правления или совета директоров может также участник (акционер) с одним процентом доли или акций (п. 4 ст. 45 закона № 14-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ). С другой стороны, поправки лучше защищают участников: при оспаривании сделки, совершенной без одобрения, не нужно доказывать ее убыточность, а также то, что акционер либо участник могли повлиять на голосование.

Уведомление о сделках с заинтересованностью

Закон № 343-ФЗ отказался от понятия «аффилированное лицо». Закон предлагает исчерпывающий перечень заинтересованных лиц (п. 1 ст. 45 закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ).

Сделки с заинтересованностью теперь нуждаются не в одобрении, а в предварительном уведомлении участников об их совершении. В АО нужно известить членов совета директоров либо членов правления. Извещать акционеров нужно только в двух случаях: в совершении сделки заинтересованы все члены совета директоров либо совет директоров не предусмотрен уставом (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ).

Не позднее чем за 15 дней до даты совершения сделки надо направить извещение, указав в нем существенные условия сделки, ее стороны, заинтересованных лиц и выгодоприобретателей. При этом в уставе любого АО можно предусмотреть как необходимость извещения всех акционеров, так и иной срок уведомления.

В отличие от акционерных обществ в ООО извещаются все незаинтересованные участники (п. 3 ст. 45 закона № 208-ФЗ). Если в обществе есть совет директоров, то известить придется и его незаинтересованных членов. Срок для направления таких извещений также составляет 15 дней — иной период времени можно установить в уставе. В любом случае обо всех сделках с заинтересованностью участники и акционеры должны узнать на годовом собрании из отчета, подписанного генеральным директором общества (абз. 3 п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ, абз. 3 п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ).

В уставе как ООО, так и непубличных АО можно не только предусмотреть иной порядок совершения сделок с заинтересованностью, но и вовсе исключить применение к таким сделкам нормативных правил (п. 9 ст. 45 закона № 14-ФЗ, п. 8 ст. 83 закона № 208-ФЗ).

Согласие на совершение крупных сделок

Раньше к крупным сделкам относили все те сделки, которые формально превышали 25 процентов балансовой стоимости активов. Сейчас для крупных сделок вносится уточнение: такие сделки (либо несколько взаимосвязанных сделок) помимо цены также должны выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 46 закона № 14-ФЗ, п. 1 ст. 78 закона № 208-ФЗ). В обоих законах дается одинаковое определение сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности.

Nota bene!

В определенных случаях решение о совершении сделок все-таки потребует одобрения общего собрания акционеров. Например, цена сделки 10 процентов и более балансовой стоимости активов общества (абз. 2 п. 4 ст. 83 закона № 208-ФЗ).

 

цитируем документ

<…> под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (п. 8 ст. 46 закона № 14-ФЗ, п. 4 ст. 78 закона № 208-ФЗ).

 

Разрешен спор о том, может ли аренда быть крупной сделкой. В законе указано, что договор аренды требует согласия, если балансовая стоимость предмета аренды составляет 25 процентов и более от балансовой стоимости активов общества. Субаренда тоже признается крупной сделкой. Например, если общество арендовало помещение, стоимость которого составляет минимум 25 процентов балансовой стоимости активов, а потом решило его передать другому лицу, то договор субаренды можно заключить только с согласия.
В решении о согласии на совершение сделки можно определить верхний и нижний пределы стоимости имущества либо порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок либо на совершение крупной сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно. Также можно установить срок действия решения. Если срок не указан, то решение о согласии действует один год.

 

Согласие на совершение крупной сделки в АО дает либо совет директоров, либо общее собрание акционеров, а в ООО, как правило, только общее собрание (п. 3 ст. 46 закона № 14-ФЗ). Выбор органа для одобрения зависит от цены сделки. Если цена сделки от 25 до 50 процентов балансовой стоимости, то понадобится единогласное согласие совета директоров АО. Аналогичное положение можно прописать и в уставе ООО, в котором образован совет директоров.

Если совет директоров АО не принимает единогласного согласия о совершении сделки, то сделку одобряет общее собрание акционеров простым большинством голосов (абз. 2 п. 2 ст. 79 закона № 208-ФЗ). Также собрание акционеров компетентно давать согласие для сделок, чья цена превышает 50 процентов балансовой стоимости активов АО. Но в таком случае придется заручиться поддержкой уже ¾ акционеров (п. 3 ст. 79 закона № 208-ФЗ).

Оспаривание сделок участниками и акционерами

Поправки установили лимит на оспаривание крупных сделок и сделок с заинтересованностью — истцами могут быть только владельцы 1 процента акций или долей. Помимо акционеров и участников сделки могут оспаривать и члены совета директоров.

Интересный вопрос

Кто вправе потребовать провести собрание акционеров для дачи согласия на сделку с заинтересованностью?

Потребовать согласие на совершение сделки с заинтересованностью может акционер с 1 процентом акций (абз. 2 п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ). Но для одобрения необходимо провести внеочередное общее собрание. Требование о проведении собрания направляется по правилам статьи 55 закона об АО (абз. 3 п. 1 ст. 83 закона № 208ФЗ). А вот такое требование может направить акционер с 10 процентами акций. Поэтому не исключено, что акционер с 1 процентом акций может выступить только с инициативой одобрения сделки.

Чтобы оспорить крупную сделку, в суде надо доказать недобросовестность контрагента, а именно то, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о совершении сделки без согласия. Суд откажет в иске, если будет представлено доказательство последующего одобрения сделки.

До поправок надо было доказать убыточность сделки, чтобы признать ее недействительной. Теперь этого не требуется. Также не важно, могло ли голосование участника или акционера повлиять на результаты голосования. Даже если не могло повлиять — это не основание для суда, чтобы отказаться признавать крупную сделку недействительной.

Суд признает сделку с заинтересованность недействительной, если она совершена в ущерб интересам общества (абз. 2 п. 6 ст. 45 закона № 14-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ). К тому же надо доказать недобросовестность контрагента. Однако алгоритм оспаривания сделок с заинтересованностью выстраивается несколько иначе.

Если сделка совершена без согласия, то член совета директоров либо участник (акционер) вправе обратиться в общество с требованием о предоставлении информации о такой сделке. Требование рассматривается в течение 20 дней. Непредставление информации о сделке в совокупности с отсутствием согласия на совершение сделки позволяет суду презюмировать, что сделка совершена в ущерб интересам общества (абз. 4 п. 6 ст. 45 закона № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 84 закона № 208-ФЗ).

Закон сузил круг сделок, которые могут быть признаны недействительными

Виктор Рассохин, к. ю. н., управляющий партнер юридической компании «Частное право»

Многие изменения, внесенные законом № 343-ФЗ, устраняют давние проблемы. Например, из числа контролирующих лиц исключили Российскую Федерацию, ее субъекты и муниципальные образования. Учитывая число обществ с государственным участием и неопределенность по вопросу, в какой мере у регионов могут быть контролируемые лица, необходимость поправок очевидна.

Ключевым в реформе стал вопрос об оспаривании сделок. Крупные сделки теперь оспариваются по правилам статьи 173.1 ГК РФ о сделках, совершенных без необходимого согласия. Соответствующая отсылка есть в специальных нормах законов об АО и ООО. Теперь при оспаривании сделок не придется доказывать причинение убытков обществу или акционеру. Аналогичной позиции ранее придерживался и Пленум Верховного суда РФ. В абзаце 2 пункта 71 постановления от 23.06.15 № 25 было указано, что доказывание неблагоприятных последствий при оспаривании сделок на основании статьи 173.1 ГК РФ не требуется. В таком случае нарушение прав заключается в отсутствии согласия, предусмотренного законом.

Галина Ишмуратова,
начальник юридического отдела ООО «БЕРГ Холдинг»

Электронное правосудие. Версия 2.0

В новом году электронный документооборот стал доступен абсолютно для всех судов. Теперь подать документы через интернет можно будет не только в арбитражный суд, но и в любой суд общей юрисдикции. Проблема в том, что пока не все суды имеют техническую возможность принять документы. Это придется уточнить на сайте нужного вам суда.

Суд примет любой документ в электронной форме

В суд общей юрисдикции можно подать любой документ в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ, ч. 2 ст. 45 КАС РФ). Раньше такая возможность была доступна только для арбитражного судопроизводства (через систему «Мой арбитр»). Сейчас эта возможность не только сохраняется, но и расширяется. Если раньше через «Мой арбитр» заявления об обеспечении иска не подавались, то теперь закон № 220-ФЗ это ограничение снимает.

Порядок подачи документов в электронном виде должен определить Верховный суд и Судебный департамент при ВC РФ. В конце ноября 2016 года правила подачи таких документов в Верховный суд были утверждены приказом его председателя (документ доступен по ссылке: http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php? Id=11149). Из документа следует, что участники административного, гражданского и уголовного процессов будут подавать документы через личный кабинет, а предприниматели — по-прежнему через «Мой арбитр». Также пока действует и порядок подачи документов в арбитражные суды в электронной форме, который определен постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.13 № 80.

Закон № 220-ФЗ по-разному определяет тип подписи, который необходим для подачи того или иного документа (см. таблицу на стр. 24). Приложения к ходатайству, заявлению или жалобе также подаются в форме электронных документов.

Суды будут принимать не только электронные иски и ходатайства, но и доказательства, полученные с помощью факсимильной, электронной связи и по интернету. Такие документы суд примет в качестве письменных доказательств (п. 3 ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 70 КАС РФ). Если копии доказательств представлены в электронном виде, суд может потребовать оригиналы документов.

Судебные извещения по интернету

Это правило работает только для органов власти, местного самоуправления и организаций. Граждан будут извещать по-прежнему.

С 1 января суды общей юрисдикции начнут извещать участников процесса по правилам, которые уже действуют в арбитражных судах. Если у суда есть информация об извещении лиц о первом заседании, то дальнейшее извещение возможно посредством размещения соответствующей информации на сайте суда. Получается, что участники должны самостоятельно отслеживать такую информацию (ч. 2.1, 7 ст. 113 ГПК РФ, ч. 8–10 ст. 96 КАС РФ). Если технической возможности получать информацию через интернет нет, то участники процесса могут ходатайствовать о направлении извещений почтой.

Суд выдаст электронное решение

Правила электронного документооборота коснутся и судебных актов. Теперь суды будут оформлять акты не только в бумажной, но и в электронной форме с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Исключение коснется только тех судебных актов, которые содержат государственную тайну, а также если решение содержит иную охраняемую законом тайну и дело из-за этого было рассмотрено в закрытом судебном заседании (ч. 5 ст. 15 АПК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 16 КАС РФ). Такие судебные акты будут выноситься только в бумажном варианте.

В арбитражном процессе электронная форма будет считаться приоритетной. Суд изготовит бумажный акт дополнительно и приобщит его к делу (ч. 5 ст. 169 АПК РФ). Как и прежде, судебные акты размещаются на сайте, но в ограниченном доступе. Бумажный вариант решения в течение пяти дней направят заказным письмом стороне, заявившей соответствующее ходатайство, или вручат ей под расписку (ч. 1 ст. 176 АПК РФ).

Что касается гражданского и административного процессов, тут правила остаются прежними: физические лица получат копию судебного документа в привычной бумажной форме (ч. 1 ст. 197 ГПК РФ, ч. 1 ст. 179 КАС РФ). Однако по их ходатайству или с их согласия суд может разместить копию решения на сайте в режиме ограниченного доступа, но только для участников процесса (ч. 1 ст. 214 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 182 КАС РФ).

Таблица. Тип подписи для электронных судебных документов
Кодекс / Вид подписи АПК РФ ГПК РФ КАС РФ
Электронная подпись По общему правилу — все заявления (в том числе о выдаче судебного приказа), ходатайства, жалобы и иные документы, подаваемые через интернет
Усиленная квалифицированная ЭП — заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 92);
— заявление о применении предварительных обеспечительных мер (абз. 2 ч. 1 ст. 99);
— ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта (абз. 2 ч. 1 ст. 265.1, абз. 2 ч. 1 ст. 283, абз. 2 ч. 3 ст. 291.6, абз. 2 ч. 3 ст. 308.4)
— заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139);
— заявление с ходатайством об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
— заявление о применении предварительных обеспечительных мер защиты авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 144.1),
— ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5)
— заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86);
— административное исковое заявление с ходатайством о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125)

 

Размещение всех судебных актов в ограниченном доступе повредит открытости судебного разбирательства

Лада Горелик, адвокат и управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры»

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что предлагаемый проект направлен на совершенствование правового регулирования применения электронного документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также на обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств в суде. По мнению разработчиков данного законопроекта, проблема применения электронных документов является актуальной в связи с необходимостью создания единого пространства доверия электронной подписи для унифицированного оказания государственных (муниципальных) услуг, осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в электронном виде и обеспечения электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.

Так, в АПК РФ введено новое правило о том, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд не только в электронном виде, но и в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом, некоторые процессуальные документы возможно будет подать в электронном виде только в случае их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью. К таким видам процессуальных документов законодатель отнес заявление об обеспечении иска, заявление об обеспечении имущественных интересов, иск, содержащий ходатайство об обеспечении иска, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов.

Таким образом, в случае производственной необходимости, компаниям целесообразно оснастить себя средствами электронной подписи, при этом не исключена обязательность модернизации имеющегося у компании программного обеспечения, что наверняка повлечет дополнительные материальные затраты таких компаний.

Внесена диспозитивная норма о возможности изготовления арбитражным судом судебного акта (за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), в форме электронного документа, который подписывается судьей (судьями) усиленной квалифицированной электронной подписью. При выполнении судебного акта в форме электронного документа судом дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе и приобщается к материалам дела. Диспозитивность данной нормы выражена в том, что в случае отсутствия в соответствующем арбитражном суде технической возможности выполнять требование об изготовлении судебного акта в форме электронного документа необязательно, таким образом судебный акт будет выполнен только на бумажном носителе.

Также внесены изменения в ч.3 ст.75 АПК РФ, регулирующую перечень случаев, когда документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, могут быть отнесены к числу письменных доказательств по делу, в частности, исключена возможность отнесения таких документов к числу доказательств в случаях, которые определены в пределах своих полномочий Верховным судом РФ.

Казалось бы, данные поправки об электронном документообороте должны быть призваны упростить жизнь не только судам, органам государственной власти, нотариату, но и непосредственным участникам судопроизводства, т. е. сторонам и иным лицам, участвующим в деле. Однако, некоторые положения указанных нововведений представляются не столь однозначными и порождают у практикующих юристов новые вопросы.

Так, сомнительным является нововведение, согласно которому судебные акты, назначающие время и место последующих судебных заседаний, направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в разделе, доступ к которому предоставляется только лицам, участвующим в деле (иным лицам, участвующим в процессе), в режиме ограниченного доступа.

Подобного рода изменения внесены в положения о порядке направления решений и определений лицам, участвующим в деле. Ранее копии решения, определения направлялись лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок заказным письмом с уведомлением о вручении или вручались под расписку. Теперь решение, определение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения, определения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. В случае, если решение, определение выполнено только на бумажном носителе, арбитражный суд направляет копии решения, определения лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает им под расписку.

Таким образом, с учетом введения правила о предоставлении участникам судопроизводства определенных сведений и судебных актов по арбитражному делу только в режиме ограниченного доступа — говорить о повышении информационной открытости, публичности и доступности судебного разбирательства не приходится, поскольку лицо, не обладающее правом ограниченного доступа, не сможет получить информацию на официальном сайте арбитражного суда о движении дела, дате, времени и месте судебного рассмотрения, о принятом решении, и, видимо, нельзя будет ознакомиться и с текстами таких решений.

С учетом изложенного, неясно, чем руководствовался законодатель и какие цели преследовал, принимая указанные нововведения. Пожалуй, в конечном итоге, в выигрыше от указанных изменений будут не практикующие юристы, изучающие судебную практику и черпающие информацию о различных делах и их участниках из открытых источников (что, безусловно, очень «облегчает» работу таким специалистам), не лица, участвующие в деле, и даже не суды, а компании, реализующие дорогостоящее программное обеспечение, такие как «Гарант», «Консультант плюс» и пр.

 

Дмитрий Железнов,
к. ю. н., адвокат юридической фирмы «ЮСТ», преподаватель МГЮА имени О.Е. Кутафина

Регистрация недвижимого имущества. Один реестр

С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — закон № 218-ФЗ). Из прежнего закона (Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ) до 2020 года продолжит свое действие только статья 31.1 — о компенсации за утрату права собственности на жилое помещение. Положения нового закона только начинают применяться, но уже сегодня можно оценить масштаб проделанной работы. Он не только навел порядок в существующих нормах, но и упростил работу в сфере одного из самых сложных институтов права — регистрации прав на объекты недвижимости. Собирать документы станет проще, а подавать быстрее.

Все нормы о регистрации — в одном законе

Казалось бы, унификация правил в одном законе — обычное техническое решение. Однако в сфере регистрации недвижимости оно необходимо, поскольку в течение многих лет накопился огромный нормативный материал — законы, подзаконные акты и, по сути, обязательные разъяснения министерств и ведомств. Теперь самые важные нормы содержатся в одном законе.

Так, закон № 218-ФЗ систематизировал нормы о лицах и способах регистрации прав. Прежний закон не содержал единого перечня участников регистрации. Теперь им посвящается одна норма (ст. 15 закона № 218-ФЗ). Заявление могут подать правообладатель, нотариус и другие (например, стороны договора при госрегистрации перехода права). Впрочем, не стоит сильно радоваться: реализация нового закона также потребовала принятия немалого числа отдельных подзаконных актов.

Регистрационные действия: простые и быстрые

Правило распространяется на заявление о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав.

Поправки упростили сдачу документов в бумажной форме. С 2017 года документы можно подавать независимо от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 закона № 218-ФЗ). Их можно отправить по почте, обратиться в Росреестр или подать через многофункциональный центр. Как и раньше, электронные документы для регистрации придется подписать квалифицированной электронной подписью (п. 2 ч. 1 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

Новый закон вводит выездные подразделения, куда можно обратиться с документом для регистрации. Информация о них появится на сайте Росреестра (абз. 3 подп. 1 п. 2 Порядка представления заявления… утв. приказом Минэкономразвития России от 26.11.15 № 883). Эти изменения оценят компании, у которых много объектов недвижимости, а центральный офис вдали от них. Сам же пакет документов, которые подаются для регистрации прав, изменится. Например, понадобятся копии, а не подлинники актов госорганов и суда (ч. 5 ст. 21 закона № 218-ФЗ). Акты органов государственной власти, местного самоуправления и судов, которые устанавливают права на недвижимость, заявитель будет представлять на регистрацию в одном экземпляре. Росреестр вернет их после регистрации.

Nota bene!

Государственный кадастровый учет и регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество будут удостоверяться не свидетельствами, как ранее, а выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (п. 1 ст. 28 Закона № 218-ФЗ).

 

Почти вдвое сократятся сроки регистрации прав. Например, постановка на кадастровый учет займет пять рабочих дней при подаче документов в Росреестр и семь через многофункциональные центры (ст. 16 закона № 221-ФЗ). Ранее срок составлял десять рабочих дней. Еще меньший срок — три дня — понадобится для регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки. Если такие заявления и документы поступят в электронной форме, то госрегистрация должна быть осуществлена в течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов. Также сокращен срок представления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Ранее максимальный срок представления сведений из ЕГРП составлял пять рабочих дней со дня получения запроса органом регистрации прав. С 1 января содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения по общему правилу представляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о представлении сведений.

Единый реестр недвижимости значительно упростит регистрацию

Игорь Чумаченко, партнер, руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX

Ксения Дружинина, младший юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX

Создан Единый государственный реестр недвижимости. В нем будут объединены сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Сейчас это хотя и взаимосвязанные, но все же самостоятельные реестры. Иногда это приводит к расхождениям данных об одном и том же объекте. Создание единой базы позволит минимизировать риски таких расхождений. Но учитывая колоссальный объем содержащейся в реестрах информации, в переходный период будет сложно отразить реальные сведения и устранить все существующие ошибки. Поэтому на реализацию идеи создания единой и корректной базы сразу рассчитывать не стоит.

Положительное изменение — это сокращение сроков регистрации. Вводится процедура одновременной постановки объекта на кадастровый учет и регистрации прав на него, что позволит не проходить одновременно две разные процедуры. Осуществлять кадастровый учет и регистрацию прав будет только Росреестр. Вопрос в том, сможет ли Росреестр справиться с новыми задачами в предусмотренные законом сроки.

Теперь будет одно основание для отказа в регистрации объекта недвижимости или прав на него — если не устранены причины приостановки процедуры. Их список приводится в статье 26 закона № 218-ФЗ (отсутствие полномочий у заявителя по распоряжению недвижимостью, права на которое регистрируются; непредоставление им подлинных сведений и др.). Это значит, что заявитель сможет исправить недостатки до получения окончательного отказа. Основания, которые раньше были причиной отказа, теперь ведут к приостановке. В целом закон — это компиляция норм о кадастровом учете недвижимости и регистрации прав на нее без существенных изменений.

Андрей Набережный,
юрист адвокатского бюро «Линия права»

Отмена доверенности. Только через нотариуса

Изменился порядок отзыва доверенностей (Федеральный закон от 03.07.16 № 332-ФЗ «О внесении изменений <…>»). Теперь отменить доверенность можно в нотариальной форме, а не с помощью публикации в газете «Коммерсантъ». Это гораздо удобнее, так как третьи лица будут считаться автоматически уведомленными об отмене уже на следующий день после внесения нотариусом сведений в реестр.

Порядок отмены нотариальных доверенностей стал проще

Законодатель упростил порядок отмены нотариальных доверенностей. Ранее статья 189 ГК РФ предусматривала, что для извещения третьих лиц лицо, которое выдало доверенность, могло само известить лиц либо опубликовать информацию в газете «Коммерсантъ». На практике новый директор, как правило, отзывал ранее выданные доверенности. Это предотвращало злоупотребления уполномоченных лиц. Но отзывать через публикацию было неудобно: третьи лица считались извещенными только по истечении месяца со дня публикации.
Информация об отзыве доверенностей находится по адресу reestr-dover.ru. В поисковом запросе необходимо указать дату удостоверения и реестровый номер доверенности.

Новая редакция статьи предусматривает, что информация об отмене нотариальных доверенностей размещается нотариусом в реестре нотариальных действий. Реестр представляет собой электронный ресурс, в котором информация открыта неограниченному кругу лиц. Изменится и срок, по истечении которого третьи лица считаются извещенными. Если была отменена нотариальная доверенность, то они считаются извещенными на следующий день после того, как сведения были внесены в реестр. Для простых доверенностей срок остался прежним — месяц со дня публикации в «Коммерсанте».

Доверенность отменяется в той же форме, в которой совершалась

Новый закон запретил отменять нотариальные доверенности в простой форме. Это логично. Все доверенности, которые совершены в нотариальной форме, подлежат строгому учету, поэтому иной порядок их отмены лишал бы смысла реестр нотариальных доверенностей. Однако нотариально можно отменить доверенности и в простой форме (подп. 2 п. 1 ст. 188 ГК РФ). Помимо изменений в ГК РФ поправки внесены и в Основы законодательства о нотариате. Ранее в единой информационной системе нотариата содержались данные об отмене доверенностей. С 1 января там будут размещаться сведения и о действующих доверенностях. Так, общедоступными станут сведения о нотариусе, о дате удостоверения доверенности, о регистрационном номере, о дате и времени внесения в реестр сведений об отмене доверенности, если она отменена.

Источник: «Юрист компании«

Добавить комментарий