Лада Горелик, адвокат и управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры», отвечает на вопрос портала «ГАРАНТ.РУ» о будущем рынка ОСАГО

Реформа института ОСАГО: какой она могла бы быть?

Недавно в СМИ появились публикации, что Банк России планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним уже летом. Стоимость полиса может вырасти. Учитывая, что в силу разных причин (высокая стоимость, сложности с приобретением его в отдельных регионах, навязывание дополнительных страховок и т.п.) каждый пятый водитель управляет транспортным средством без полиса, такое нововведение оптимизма не внушает. В то же время страховые компании заявляют о собственных проблемах, в том числе и падении доходности своего бизнеса. Портал ГАРАНТ.РУ попросил экспертов ответить, каким образом можно было бы реформировать институт обязательного страхования, чтобы не допустить роста числа водителей, не приобретающих полис. Мнения экспертов оказались довольно скептическими, но в некоторых из них здравое зерно все же есть.

 

Лада Горелик

Лада Горелик, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры»:

«Наиболее мягкой реформой для рынка ОСАГО могло бы стать изменение КБМ для разных категорий водителей. Так, если снизить тарифы для ответственных автомобилистов, которые каждый год оформляют полис ОСАГО и ездят без ДТП, то удастся сохранить эту группу покупателей. Это в том числе будет дисциплинировать менее аккуратных держателей полисов, и повышать культуру вождения, а значит, снижать количество ДТП. В то же время можно повысить штрафы по КБМ для водителей, которые не страховали свою гражданскую ответственность год или несколько лет. Также можно убедить граждан покупать полисы ОСАГО и другим, жестким, дорогим и эффективным методом: с помощью видеокамер отслеживать машины, которые ездят без страховки, что и собирались вводить пару лет назад. В данном случае даже не придется повышать штраф за езду без ОСАГО, что обсуждалось в начале года. Также нелишним было бы провести мониторинг работы страховщиков и найти возможности для снижения их огромных операционных издержек.

В Москве и других больших городах, скорее всего, мы увидим две тенденции: старшее поколение традиционно продолжит ездить на собственных автомобилях и страховать их, а молодежь откажется от владения дорогой и неудобной вещью и полностью перейдет на каршеринг. Москва сейчас занимает первое место в мире по динамике роста каршерингового автопарка. В столице для поминутной аренды доступно около 4 тыс. машин, а эксперты говорят, что это число увеличится в 4-5 раз. Возможно, единственными, кто выиграет от удорожания ОСАГО, станут каршеринговые компании».

 

Валерий Коляда

Валерий Коляда, директор по продукту компании strahovkaru.ru:

«Не думаю, что основная причина уклонения водителей от покупки ОСАГО – это высокая стоимость полисов. На мой взгляд, есть, скорее, проблемы с процессом приобретения, искусственно создаваемые страховщиками. В некоторых регионах страховые компании испытывают серьезные проблемы из-за сильного давления со стороны автоюристов, зачастую профессиональных мошенников, которые договариваются с пострадавшим в ДТП и готовы бесконечно добиваться через суд компенсаций от страховых компаний. Один из способов уменьшить количество махинаций в отрасли – это сокращение размера выплат или замена их только на ремонт автомобиля. С другой стороны, нет никаких гарантий того, что страховые компании ответственно отнесутся к ремонту транспорта пострадавших».

 

Станислав Герштейн

Станислав Герштейн, юрист, генеральный директор ООО «Огонь!» Центр увеличения продаж», автор научных публикаций по проблематике ОСАГО, к. ю. н.:

«Во многих странах ОСАГО служит инструментом для увеличения безопасности дорожного движения и снижению аварийности на дороге, а страховые компании совместно с государственными органами власти и/или дорожной полицией проводят информационную политику, целью которой является снижение аварийности на дороге. Снижение аварийности приводит к росту экономики страны, потому что не страдает и не получает увечий во время ДТП работоспособное население страны. На самом деле логика проста и понятна. Меньше аварий на дороге, значит меньше выплат и больше доход страховых компаний. При такой ситуации меньшее количество аварий на дороге должно способствовать уменьшению стоимости ОСАГО. Почти все аварии происходят из-за нарушений ПДД. Для снижения числа аварий необходимо привязать стоимость ОСАГО к количеству правонарушений. Водителям, которые не нарушают ПДД, делать дополнительные скидки. Это один из возможных путей реформирования института ОСАГО. Также, на мой взгляд, необходимо упростить процесс приобретения полисов в регионах. Например, способствовать заключению страховыми компаниями агентского договора с Почтой России, так как отделения присутствуют почти во всех населенных пунктах».

 

Орест Мацала

Орест Мацала, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Во-первых, если страховщики несут реальный ущерб от ОСАГО, а водители сталкиваются с проблемами с оформлением, навязыванием дополнительных услуг и возможным повышением стоимости ОСАГО, то может государству стоит выделять некоторые средства в качестве возмещения убытков страховых компаний? К примеру, страховая компания заработала 10 руб. на продаже полисов ОСАГО, но выплаты за период по данным страховкам составил 12 руб., то есть 2 руб. страховая компания теряет из своего кармана. Почему бы не рассмотреть возможность компенсации со стороны государства этих 2 руб.? Страховщик с большей охотой будет идти на заключение договоров ОСАГО.

Во-вторых, сейчас на сайтах страховщиков можно оформить электронный полис ОСАГО без дополнительных платежей и страховок. Однако, очень часто эти сайты «зависают», «выбрасывают» из системы, либо возникают иные проблемы, не позволяющие оформить электронный полис. Может, стоит создать единый сайт на базе РСА (к примеру), где водители смогут спокойно оформить электронный полис ОСАГО, выбрав страховую компанию, произвести оплату и прочее?»

Источник: ГАРАНТ.РУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.