Владимир Горелик: О налоговой системе

В.Я.ГореликОпыт показывает, что источником главного богатства нашего государства являются не только его ресурсы, но и обнищание его народа. Как сказал Александр Галаганов: «Народ кормить — только портить».
Если коммунальные тарифы подорожали, то будьте уверены: дешеветь они уже никогда не будут. Если кому-то из Правительства пришло в голову секвестировать бюджет на начальной фазе его исполнения, можете не сомневаться в том, что под топор в первую очередь попадет социалка. А сможет ли кто-нибудь, например, вспомнить случаи уменьшения стоимости проезда на транспорте или цены на бензин? Становится не смешно, когда на уровне условных рефлексов общемировая и устойчивая тенденция снижения стоимости энергоносителей в глазах российского обывателя ассоциируется с неизбежным и малопонятным ростом цен на бензин.
Поэтому не будем блефовать по поводу тенденций дальнейшего развития российской налоговой системы. Безусловно, сложные экономические времена заставят государство ужесточать фискальную политику. Можно прогнозировать, что взор чиновников, всегда стремящихся исправить свои экономические просчеты за счет уровня жизни населения, в первую очередь будет обращен на малый и средний бизнес.
Поправлять дела за счет нефтегазового комплекса и других монополистов они вряд ли станут, поскольку им этого не позволят мощные лоббистские силы, тесно взаимодействующие с депутатами Государственной Думы и высшими чиновниками. Активно лоббироваться против увеличения налоговой нагрузки будут и крупные отрасли: добывающие компании, алкогольный бизнес, естественные монополии. Это те компании, у которых есть бюджет и финансовые возможности. Полагаю, что от новых налоговых обременений не пострадают и олигархи, имеющие сверхдоходы. Диспуты о применении к их доходам прогрессивной налоговой шкалы канули в Лету, оставшись на уровне традиционной полемики.
Средний и малый бизнес остается наиболее беззащитной средой, не имеющей административного ресурса. У среднего и малого бизнеса просто физически нет денег для того, чтобы на законодательном уровне продвигать свои интересы. Под дополнительные налоговые обременения могут попасть и индивидуальные предприниматели, деятельность которых на сегодняшний момент мало контролируется государством. Достаточно либеральное отношение государства к ИП (плати относительно небольшой фиксированный процент и живи спокойно) сменится, скорее всего, более жестким контролем, увеличением налогового бремени и числа проверок. Полагаю, определенная часть налогового бремени ляжет на физлиц.
Учитывая, что 2016 год и в обычных условиях переживут далеко не все (многие будут вынуждены закрыться и уйти с рынка, т.к. рентабельность многих бизнесов сегодня варьируется на уровне 2-3%), то при увеличении налоговой нагрузки встанет вопрос о целесообразности дальнейшей работы в принципе.
Чтобы смягчить налоговую нагрузку, со стороны государства необходима соразмерная поддержка и индивидуальный подход к налогоплательщику. Однако опыт предшествующих лет подсказывает, что это точно не случай нашей страны.
Источник: блог В. Я. Горелика на Zakon.ru