Кодекс этики юриста глазами профессионалов
Екатерина Михеева |
3 декабря юристы отмечают свой профессиональный праздник. Портал ГАРАНТ.РУ вместе с практикующими юристами разобрался в нравственных особенностях профессии и представил, каким может быть кодекс этики юриста.
|
Напомним, руководствоваться этическими кодексами сегодня обязаны, в частности, адвокаты, судьи и прокурорские работники. Однако для юристов, которые не имеют специального статуса, какие-либо этические требования на законодательном уровне не установлены. Более того, у них пока нет возможности ориентироваться, например, на специальный профессиональный стандарт – он еще не разработан.
Елизавета Бернштейн |
Мнения экспертов относительно того, есть ли сегодня необходимость в принятии единого документа, регулирующего вопросы профессиональной этики юристов, разделились. На это повлияла в том числе возможная перспектива слияния юридического бизнеса и адвокатуры. Так, по мнению основателя и владельца компании » Судебное Бюро Гулько» Александра Гулько, принятие единого кодекса этики для юристов сделает первый шаг к признанию их как профессионалов, которые могут работать без статуса адвоката.
Александр Тарасов |
А по словам управляющего партнера Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Лады Горелик, напротив, оптимальным было бы введение в судебной сфере адвокатской монополии, подразумевающей единые профессиональные этические стандарты. В то же время она признала, что хотя унификация и необходима, этот вопрос требует тщательной проработки и осмысления, поскольку затрагивает многочисленное сообщество.
Александр Гулько |
Есть и другое мнение – сегодня не все юристы в своей работе придерживаются этических принципов, поэтому принятие такого кодекса вряд ли изменит реалии. Так считает руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам Екатерина Михеева. Однако, с другой стороны, такой документ, по ее оценке, помог бы привить профессиональную этику и стандарты поведения студентам, получающим юридическое образование.
Иван Катышев |
Впрочем, отсутствие единых норм не означает, что поведение юриста никак не регулируется. Многие компании определяют этические стандарты на локальном уровне. По словам Александра Гулько, на практике 90% юридических фирм используют профессиональные стандарты поведения. Руководитель группы юридических услуг компании Интеркомп Иван Катышев добавил, что этические нормы могут быть установлены также на уровне юридических отделов компании. Соответствующие документы регулируют такие вопросы, как предоставление заключений, проведение встреч с клиентами, сроки реагирования и т. д.
В основу «кодекса» легли позиции Лады Горелик, Александра Гулько, Ивана Катышева, Екатерины Михеевой, а также адвоката Межреспубликанской коллегии адвокатов г. Москвы Елизаветы Бернштейн и управляющего партнера юридической компании «АВТ Консалтинг», адвоката Александра Тарасова.
Юрист должен сохранять независимость при выполнении своего профессионального долга
Профессионал обязан опираться в своей деятельности только на закон. Он не может уступать интересам органов власти, лиц и организаций, имеющих влияние и пытающихся оказать давление на юриста или его клиента.
Юрист должен быть компетентным
Ему полагается быть профессионалом в рамках своей отрасли права: знать о последних поправках к нормативным правовым актам и разбираться в судебной практике. Юрист должен добросовестно относиться к своей работе, прилагать все знания и усилия, чтобы защитить интересы клиента.
Юрист обязан хранить профессиональную тайну
Он должен прилагать все усилия для сохранения профессиональной тайны, поскольку доверители часто сообщают конфиденциальную информацию и рассчитывают, что она не будет разглашена. Это может касаться не только информации по делу, но и иных сведений личного характера. Сохранять тайну необходимо даже после выполнения обязательств и расторжения договора.
Юристу следует помнить о том, что в случае разглашения тайны могут возникнуть серьезные негативные последствия для доверителя, так как полноценная защита его прав и законных интересов может оказаться трудновыполнимой или вовсе невозможной. Доверие к юристу также будет подорвано. Недопустимо использование юристом профессиональной тайны в своих интересах.
Раскрытие конфиденциальной информации возможно только в случаях, когда это требуется по закону.
Юристу необходимо заботиться о своей репутации
Наибольший вред репутации юриста может нанести недобросовестное выполнение обязательств перед клиентом.
Негативно повлиять на нее могут и другие факторы, в частности, ненадлежащая реклама, недобросовестная конкуренция и другие.
Поведение юриста в социальных сетях не должно вредить личной репутации, репутации компании и интересам клиента
В онлайн-пространстве юристам необходимо соблюдать те же этические нормы, которыми они руководствуются в судебных заседаниях или при общении с клиентами. Любые заявления, сделанные юристом в Интернете, должны быть ответственными и достоверными. Заявление не может вводить пользователей в заблуждение. Если юрист планирует разместить в социальных сетях пример из практики или персональные данные клиента, информация должна быть согласована с ним.
Деловую переписку во всех случаях необходимо вести в официально-деловом стиле.
Необходимо помнить о том, что даже один некорректный комментарий или фотография, в том числе не относящиеся к профессиональной деятельности юриста, могут навредить репутации не только самого юриста, но и его компании, а также интересам клиента.
Юрист вправе давать комментарии СМИ при условии, что этим не нарушаются его обязанности перед клиентом
Юрист вправе давать СМИ комментарии о законодательных процессах, состоянии правосудия, а также реализации и защите прав и свобод граждан. Также допустимо комментирование судебного процесса, в котором юрист принимает участие при условии согласования комментария с клиентом.
Однако и в отношениях с представителями СМИ юрист должен строго придерживаться норм этики. Недопустимо сообщать информацию, которая является профессиональной тайной или может навредить интересам и репутации доверителя.
Представитель юридического сообщества также должен руководствоваться презумпцией невиновности, не допускать необоснованных, не подкрепленных точными фактами и материалами дела комментариев. Юрист обязан во всех случаях выступать с позиции права и воздержаться от негативных характеристик при оценке действий коллег, даже если они представляют интересы его процессуальных противников.
Выступая в СМИ, юрист должен осознавать, что по его выступлению общество будет судить не только о нем самом и его компании, но и о профессии юриста в целом.
Юрист должен сдержанно и профессионально реагировать на критику в свой адрес
Юристу надлежит понимать грань между критикой и оскорблением либо вмешательством в частную жизнь. Он должен сдержанно и профессионально реагировать на критику, а также учитывать замечания в дальнейшей работе.
Если критика не имеет под собой оснований, и деловая репутация юриста оказалась под угрозой, он вправе, как и любой гражданин, обратиться в суд с требованием опровергнуть данные, не соответствующие действительности.
Юрист должен быть вежливым в общении с клиентом и помнить о доверительном характере их отношений
Любые недоговорки и введение клиента в заблуждение рано или поздно приведут к потере репутации. Юрист должен внимательно слушать своего доверителя, дать ему возможность полностью высказаться и не пренебрегать формальностями. Оказывая услугу по защите интересов клиента, необходимо постоянно информировать его о ходе дела, его нюансах и тонкостях, разъяснять суть правовой позиции и свою стратегию.
Качественное и своевременное оказание юридической помощи необходимо ставить выше финансовой заинтересованности по делу. Тем, кто не имеет возможности оплатить услуги юриста, но нуждается в квалифицированной юридической помощи, ее нужно оказывать бесплатно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации«.
Юрист не должен допускать фамильярности в отношениях с доверителем
Необходимо относиться с уважением ко всем клиентам, не допускать фамильярности и панибратства, даже если сами доверители этих правил не соблюдают.
Профессионал ни при каких обстоятельствах не должен допускать в своей речи жаргонных или нецензурных слов.
Юрист может отказаться от дела, если клиент пытается нарушить либо обойти законодательство
Закон и нравственность в профессии юриста должны быть выше воли доверителя. Любые его пожелания, просьбы или требования, выходящие за рамки правового поля, не могут и не должны быть исполнены юристом. В любом из этих случаев юрист обязан донести до своего доверителя причину отказа в ведении дела, обосновав ее и обозначив возможные риски наступления неблагоприятных последствий.
В особых случаях, с учетом обстоятельств конкретного дела, юрист может отказаться от дела, если оно противоречит его нравственным принципам.
Если клиент считает, что нужно придерживаться иной тактики при ведении дела, юристу необходимо обсудить с ним детали и нюансы каждой позиции, чтобы прийти к компромиссу.
Если юрист лично заинтересован в исходе дела или в рамках текущего дела ранее представлял интересы второй стороны, он также должен отказаться от оказания услуг. Обо всех случаях конфликта интересов необходимо сообщать клиенту, как только факт конфликта будет установлен.
Причинами отказа от дела не могут быть утверждения, что юрист и клиент не нашли общего языка, клиент слишком требователен, а также какие-либо иные личностные причины. В этом случае поведение юриста считается неэтичным и непрофессиональным.
***
Нетрудно заметить, что вне зависимости от установленных норм, самые строгие требования к этике поведения настоящий профессионал определит сам для себя – что и сделали опрошенные эксперты. С учетом их мнений в «кодекс» вошло 10 пунктов-тезисов, но, безусловно, его можно расширить и дополнить.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.